basilisk (basilisk) wrote,
basilisk
basilisk

Category:

Диверсии на железной дороге в Великую Отечественную войну. Июнь 2021

Интересная статья в ЖЖ уважаемого periskop.su:
Темпы восстановления ж/д линий при наступлениях Красной Армии 1943-44 гг.
Это об очень высоких темпах восстановления разрушенных железнодорожных линий.

Тема для меня интересная, особенно в части Кировской и Северной ЖД.

Мои небольшие комментарии:

basilisk
Восстановление разрушенного и конкретные методы вообще описывались в литературе удивительно мало.
Неоднократно обращал внимание, что в военных мемуарах и художественной литературе нередко упоминалось об очень быстром восстановлении путей, станций и мостов, пусть и по временной схеме.
При отступлении немцы взрывали станции и мосты, специальным плугом разрушали путь, а через несколько дней красноармейцы уже пускали первые эшелоны. Удивляло как такое было возможно.
Особенно по сравнению с подвигами Павки Корчагина, когда сотни комсомольцев погибали всю зиму, чтобы построить всего лишь шестиверстовую узкоколейку...

Ещё такие быстрые темпы восстановления вызывают вопросы о реальной эффективности рельсовой войны...

periskop.su
"Рельсовая война" более эффективна, если авиация препятствует масштабным работам по восстановлению движения. Осенью 1943-го это с советской стороны уже отчасти было обеспечено. Но до лета 1943-го было неустойчивое равновесие, и немецкое воздействие на советских восстановителей было очень чувствительно.

basilisk
Получается, рейд немецких диверсантов, описанный в "А зори здесь тихие…" был совершенно бессмысленным. Подрыв Кировской ЖД в глубоком советском тылу задержал бы движение всего лишь на несколько часов.

Теперь понятно, почему вся эта история выдумана и там ничего подобного не было в нашей реальности. Кроме малоуспешного Коношского десанта в сентябре 1942 и совершенно неудачного для немцев Печорского десанта из советских военнопленных в июне 1943. Но там был расчёт на восстание заключённых.

Операцию по высадке Печорского десанта провалили обе стороны.
Абвер отправил в тыл врага непроверенных диверсантов, которые почти в полном составе сразу сдались НКВД, а советская контрразведка не смогла воспользоваться этим из-за мародёрства и пьянства сотрудников НКВД. Руководителя со стороны Абвера генерала Ивана Бессонова после провала операции арестовало гестапо. Немцы приговорили его к смерти, но казнили уже советские органы. За тот же самое.
Из десантной группы никого не посадили и не расстреляли.

periskop.su
Подрыв Кировской ЖД в глубоком советском тылу задержал бы движение всего лишь на несколько часов.
Да. Максимум 5 часов. А вот подрыв моста — это уже заявка на 2 месяца, это круто, если получится.

basilisk
Большие мосты и тем более шлюзы Беломорканала очень хорошо охранялись. Запретная зона. Дзоты и даже бетонные Доты. Подходы были заминированы.
Без тяжёлых пулемётов, артиллерии, хотя бы миномёта, было практически невозможно уничтожить охрану моста и удерживать его какое-то время, нужное для закладки зарядов.
Результативный подрыв моста требует много взрывчатки, которую нужно принести. Подрыв одной опоры быстро восстанавливается. Сперва поднимался пролёт и устанавливалась временная опора, потом строилась и подводилась постоянная.
Были разработаны методы быстрого восстановления. На восстановительных поездах были специальные разборные опоры для тросовых подъёмников.

Остатки этих укреплений были видны ещё в 1980-90-е годы.
Я проплывал по ББ-каналу и неоднократно проезжал по линии Обозерская — Кандалакша. Эти места для меня не чужие.
На что-то сам обращал внимание и отец, военный строитель, много рассказывал.

Другое дело — многочисленные на той линии малые однопролётные мосты через ручьи и мелкие речки. Они могли и вовсе не охраняться специально, но их было легко восстановить.

Вообще, как-то неизвестны реальные подрывы диверсантами крупных мостов в советском тылу. Было только несколько случает подрыва эшелонов с боеприпасами. Например — в Вильнюсе.

А вам известны крупные железнодорожные диверсии на советских железных дорогах во время ВОВ?

periskop.su
А вам известны крупные железнодорожные диверсии на советских железных дорогах во время ВОВ?
Порылся в своём архиве — нет, крупных не было. Или мне неизвестны.

Что же касается мостов — то уничтожение цепочки малых мостов это тоже эффективно. В операции "Концерт" осени 1943-го такое было — и движение по рокаде прерывалось не на сутки, а на неделю. Это много.

PS:
basilisk
Когда в школьном детстве читал "А зори здесь тихие…" появлялся вопрос:
Как мог старшина увести расчёт зенитчиц с боевого поста и оставить жд-разъезд без всякого противовоздушного прикрытия?
За отход без приказа с боевых позиций расстреливали...
Поэтому последующие события в повести трудно воспринимать всерьёз.

Реальный комендант разъезда прежде всего был обязан сообщить начальству о замеченных диверсантах, чтобы Войска НКВД по охране тыла смогли их достойно встретить.
Tags: history, war, СССР
Subscribe

Posts from This Journal “war” Tag

promo basilisk september 23, 2014 09:00 7
Buy for 40 tokens
Только весной Крым снова стал российским. Раньше здесь, в Порт-Кавказе на косе Чушка, проходила государственная граница. В порту ещё стоят здания таможни и пограничников. 1. Автомобильная и железная дороги в Крым заканчиваются на станции Порт-Кавказ. Дальше путь по воде. 2. Порт-Кавказ -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments